Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.
Цель воспитательной системы – воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию.
Создание в школе условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Задачи воспитательной системы:
-
· Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
-
· Приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;
-
· Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности;
-
· Формирование у детей культуры межличностных отношений;
-
· Развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;
-
· Воспитание стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта;
-
· Профилактика асоциального поведения детей и молодёжи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
-
· Укрепление взаимодействия с семьями обучающихся;
-
· Поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Исходя из цели и задач, в школе складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
-
воспитательная работа в процессе обучения;
-
внеурочная деятельность;
-
внешкольная деятельность
Воспитательная работа школы реализуется по нескольким направлениям.
1. Воспитание познавательных интересов – это развитие сознательной учебной дисциплины, поднятие престижа образованности, отношение к учёбе как к главному труду, что достигается через контроль посещаемости, через нестандартное проведение уроков, предметные недели, конкурсы, КВНы, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, а также посещение библиотек, тематические поездки и экскурсии (на родину писателей, в музеи и т.д.)
2. Патриотическое воспитание – это формирование в ребёнке приверженности важнейшим духовным ценностям и традициям, воспитание любви к Родине, заботы об интересах страны, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию. Патриотическое воспитание осуществляется через следующие формы работы:
-
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане, Чечне и СВО;
-
участие в кружке туристко-краеведческой направленности "Алексадровцы"
-
участие в работе школьного музея им.А.В.Александрова
-
экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами своей малой родины;
-
посещение библиотек;
-
участие в творческих конкурсах, смотрах, акциях.
3. Художественно-эстетическое воспитание способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности, прививает любовь к искусству, музыке, литературе и т.д. Это осуществляется через организацию и проведение музыкальных праздников, конкурсов, литературно-художественных презентаций, спектаклей, выставок, поездки по историко-культурным центрам области и др.
4. Нравственное воспитание нацелено на осмысление общечеловеческих ценностей, на осознание личностной причастности к человечеству, понимание своего «я». Это обеспечивают такие мероприятия, как часы общения, психологические тренинги, создание классных традиций и поддержание школьных, классные часы на нравственные и этические темы, организация школьных и участие в районных благотворительных акциях.
5. Трудовое воспитание приучает детей к общественно-полезному труду, ответственности за порученное дело, развивает организаторские способности, формирует бережное отношение к материальным ценностям, созданным трудом других людей. Эта цель достигается в процессе уроков трудового обучения, во время проведения субботников, трудовых десантов по уборке и благоустройству школьной территории, территории села возле Памятника погибшим в ВОВ и бюста А.В.Алексадрова, классных дежурств и дежурств по школе.
6. Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание приучает детей к здоровому образу жизни, развивает силу, выносливость и красоту человеческого тела, формирует ответственность за природу и окружающий мир. Эти цели достигаются в процессе проведения школьных спортивных соревнований и участия в районных, организации дней Здоровья, спортивных праздников, эстафет, вовлечения детей в спортивные секции, походы, экологические акции, а также через классные часы и массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные против распространения курения, алкоголизма, наркомании.