Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Профориентация
Цели
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества основной ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования;
- разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, экскурсий, лекций, видеоуроков и т.п.;
- подержка школьников группы "риска", у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством
Ученикам: Типичные ошибки при выборе профессии
-
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
- Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
- Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
- Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
- Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
- Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Полезные сайты
Минпросвещения России разработало единую модель профориентации для школьников
Министерство просвещения рассматривает систему профориентационной работы как одну из ключевых задач построения суверенной системы образования России. Об этом в ходе «Большого профориентационного урока» на Всероссийском фестивале «Билет в будущее» в Екатеринбурге заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
Он рассказал о содержательной части модели, которую Минпросвещения планирует рекомендовать для использования во всех школах страны уже с нового учебного года. «Нам важно, чтобы единая модель профориентации действовала во всех школах и охватывала учеников с 6-го по 11-й класс. Это около 8 миллионов детей, включая ребят с ОВЗ. Мы планируем, что в рамках этой модели будет заложен универсальный набор инструментов по проведению профориентации учащихся. В рамках внеурочной деятельности и других мероприятий образовательные организации могут выбрать один из следующих уровней: базовый (40 часов в течение учебного года), основной (60 часов) и продвинутый (80 часов)», – прокомментировал Сергей Кравцов.
Он уточнил, что в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» в 2023 году участниками профориентационных мероприятий станет не менее миллиона учащихся, а в 2024 году – порядка полутора миллионов школьников.
Министр просвещения информировал, что профориентационный минимум будет реализован по семи основным направлениям: профильные классы, урочная деятельность, внеурочная деятельность, организация воспитательной работы, дополнительное образование, профессиональное обучение и взаимодействие с родителями или законными представителями учащихся.
«Многие из этих направлений уже реализованы на практике, и работа по проекту не ляжет дополнительной нагрузкой на педагогические коллективы и школьников. Внедрение этого профессионального минимума было апробировано в рамках проекта «Билет в будущее», – подчеркнул глава Минпросвещения России.
С 7 сентября 2023 года во всех школах региона в рамках внеурочной деятельности прошли первые занятия курса «Россия – мои горизонты» как одно из направлений профориентационного минимума. Школьникам рассказали о важности труда в жизни человека, об отраслях российской экономики, о навыках, необходимых для различных профессий.
✅ Подобные занятия будут проходить еженедельно по четвергам. На них ученики 6-11 классов узнают о достижениях России в области науки и технологий, о современном рынке труда, перспективных профессиях и специальностях. При этом каждое занятие адаптировано под разные возрастные группы. Ребят ждут профориентационные диагностики и отраслевые занятия.
Программа курса «Россия – мои горизонты» и материалы к занятиям доступны на информационном ресурсе проекта «Билет в будущее»